Желанный Александр ([info]zhelanny) wrote,
@ 2008-08-14 09:33:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Они рисуют нашего Медведа
С подачи вот этой веселой статьи я начал искать в Интернете карикатуры западных художников, относящиеся к известным событиям. Карикатура - с одной стороны, инструмент внушения и пропаганды; с другой - показатель того, что остается в общественном сознании, когда событие уходит в прошлое. Обыватель, не склонный вдаваться в подробности, мыслит категориями карикатуры.

На большинстве карикатур, посвященных кавказской войне, Россия изображается в виде медведя. В этом есть что-то, подлежащее осмыслению. Почему среди всех противников Запада только Россия удостоилась однозначного тотема, еще со времен холодной войны? Почему существует русский медведь, а не китайский дракон, не индийский слон, не северокорейский летучий попрыгунчик? Загадка.

Но russian bear - это для них, западных обывателей, находящихся вне контекста русскоязычного офисного мифотворчества. Мы-то с вами уже знаем, что это не медведь, а Медвед. Однако не меньшая загадка заключается в том, каким образом это говорящее двусмысленный "превед" создание с радостно поднятыми лапами, плод коллективного бессознательного, стало сигнификатом российской государственности. Был бы Юнг жив, он бы нашел что сказать на эту тему.

Под катом идут некоторые примеры. Ничей копирайт случайно не прищемил?

Итак, Медвед. Самая известная и емкая карикатура, к тому же, чудесно нарисованная, из Independent:
62.42 КБ
Конспирологи, говорит [info]schwalbeman, сразу обращают внимание на клетку. Да, клетка. Медвед сидит в клетке, но тыкать в него палкой все равно опасно, потому что если он разозлится - эти прутья его не удержат. Единственное, что меня тут не совсем устраивает - подлый Бушик удаляется прочь в превосходном настроении, насвистывая себе под нос. Это мы еще посмотрим.

Следующая картинка - банальность и клише, привожу просто для как пример майнстрима:
44.74 КБ
Отмечу, что Медвед по-прежнему с путинским лицом. Кажется, что они либо не принимают нашего нового президента всерьез, либо все еще рассчитывают на его мифический либерализм.

Медвед играет в шахматы, почему-то с Евросоюзом:
37.69 КБ
Месседж понятен: противники Медведа растеряны и спорят между собой, не могут ни о чем договориться толком. Медвед чувствует себя комфортно, его ходы просчитаны наперед. Остановимся на секунду. Медвед, которому положено быть сильным и тупым животным; Медвед, который либо лежит в спячке, либо в ярости крушит все вокруг; Медвед, такой предсказуемый и всегда поддающийся на провокации - этот Медвед играет в шахматы и выигрывает! Еще обратите внимание: Медвед играет черными. С одной стороны ясно, что в глазах Запада белый цвет русским принадлежать никак не может. Но в контексте прогремевшей войны следует вспомнить также, что черные первыми не ходят. Не мы начали эту партию. И, к тому же, судя по фигурам на картинке, она только началась...

Одна деталь, присутствующая на картинке, интересна своей необязательностью: вокруг Медведа кружатся пчелы. Или все же мухи? Непонятно. Смотрим дальше.

В отличие от предыдущей, со следующей картинкой все яснее. Эти насекомые уже никак не могут быть пчелами:
65.97 КБ
Тоже Independent; чем-то они нас завтра порадуют? Довольно метко раскрыта тема туалетной бумаги. Надо понимать, Медвед оказался достаточно культурен, чтобы завершить свое дело рулоном дипломатических бумажек, которые услужливо поднес милашка Саркози.

Что же это за насекомые, которые постоянно сопровождают нашего Медведа? Ответ прост: это навозные мухи, мухи-аналитики. Неудачливые политологи, паникующие предсказатели; политизированные правозащитнеги и истерические ЖЖ-кликуши. Все те, для кого медвежье дерьмо - среда обитания и родной дом; те, кто начинают радостно жужжать, когда Медвед обделался. Не так целенаправленно, как на картинке выше, а в переносном смысле.

А вот еще, тоже мухи, и вдобавок какой-то непонятный хрюндель высовывается из верхнего левого угла:
21.45 КБ
Здесь, как и во многих других иллюстрациях, сила Медведа преувеличена. Поцарапать когтем - это все же не совсем то, что нашим войскам пришлось сделать в Южной Осетии. Лестно, но неправда.

На сайте politicalcartoons.com полно картинок, нарисованных доморощенными бидструпами. Непритязательность их содержания компенсируется предвзятостью по отношению к России. Медвед и здесь занимает центральное место. Пожалуй, вот это не лишено некоторого остроумия:
100.74 КБ
"Иногда ты получаешь медведя. Иногда наоборот".

А вот такую картинку вряд ли кто купит на Западе. Художник (вроде бы из Тайланда) вдруг вспомнил, что Медвед, вообще говоря, кое-кого защищал:
66.42 КБ

Неожиданно свежий взгляд, не правда ли?



(Post a new comment)


[info]ninaofterdingen
2008-08-14 08:16 am UTC (link)
Последняя картинка моя любимая эти дни, сразу понравилась.

(Reply to this) (Thread)


[info]zhelanny
2008-08-14 08:29 am UTC (link)
Вот еще его же:
http://www.politicalcartoons.com/cartoon/e41c82f2-e7d0-402c-8382-9629fff8e6e1.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sashov
2008-08-18 04:12 pm UTC (link)
Да, отлично! Спасибо, хорошо рисует.

(Reply to this) (Parent)


[info]schwalbeman
2008-08-14 08:58 am UTC (link)
Буду пеарить, чтобы еще накидывали.

(Reply to this) (Thread)


[info]zhelanny
2008-08-14 09:05 am UTC (link)
Давай.
Кстати, тут тема клетки недурно раскрыта:
http://dr-piliulkin.livejournal.com/13090.html

(Reply to this) (Parent)


[info]schwalbeman
2008-08-14 09:10 am UTC (link)

(Reply to this) (Thread)


[info]zhelanny
2008-08-14 09:22 am UTC (link)
Выразительно, мне нравится.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]schwalbeman
2008-08-14 09:29 am UTC (link)
Птичку жалко.

(Reply to this) (Parent)


[info]schwalbeman
2008-08-14 09:10 am UTC (link)

(Reply to this)


[info]schwalbeman
2008-08-14 09:16 am UTC (link)

(Reply to this) (Thread)


[info]schwalbeman
2008-08-14 09:16 am UTC (link)
Тема клетки почти раскрыта.

(Reply to this) (Parent)


[info]zhelanny
2008-08-14 09:48 am UTC (link)
Четырехпалый медведь, это неспроста.

(Reply to this) (Parent)


[info]schwalbeman
2008-08-14 09:27 am UTC (link)

(Reply to this)


[info]schwalbeman
2008-08-14 09:27 am UTC (link)

(Reply to this)


[info]vlza
2008-08-14 10:53 am UTC (link)
Мне показалось, что в картинке с хрюнделем в верхнем левом углу, хрюндель это не хрюндель, а медвежонок Медведев. А большой медвед - Путин. Кажется пытались черты лица воспроизвести.

(Reply to this) (Thread)


[info]zhelanny
2008-08-14 11:14 am UTC (link)
Да, возможно. Но я бы не догадался :)

(Reply to this) (Parent)


[info]sashov
2008-08-16 11:33 pm UTC (link)
А от Лукашенко его можно с заметной надежностью отделить?:)
Видно, художник-сюрреалист, если и гнался за портретным сходтвом, то не догнал:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zhelanny
2008-08-18 11:48 am UTC (link)
У меня мелькнула мысль, что хрюндель - это Лукашенко. Территориально он откуда-то со стороны Беларуси вылезает. Но наверное, все же vlza прав.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sashov
2008-08-18 04:09 pm UTC (link)
Согласен, он наверное номер один в списке кандидатов, борющихся за честь быть прототипом этого сюрреалистического мурла...

Но на что тогда намекает отсутствие тавра Russia на борту, сходство с Гитлером (и территориальное тоже), да собственно и сам пятачок? Сходство с Путиным медведюги побольше тоже проблематично, да и какой-то он слишком красивый да импозантный сравнительно с хрюнделем...

Художник бредил неоднозначно? настоящий Сальвадор Мунк в двух мордах?

(Reply to this) (Parent)


[info]sashov
2008-08-16 11:33 pm UTC (link)
Таец молодец. Тайцы - наши друзья. Пока мы по гусарству банкнот с изображениями их монархов не жжем.

(Reply to this)

Старое дело, конечно...
[info]sashov
2008-08-16 11:44 pm UTC (link)
Старое дело, конечно, но я где-то слышал или читал (как бы) историческую версию появления медведа в качестве русского национального пугала для западных красавцев. Половину (имена, место) забыл, но суть в том, что каким-то пленным французам (или их уже небоевым товарищам из соседних стран), расквартированным у нас где-то, местный губернатор - хохмы и устрашения ради - якобы продемонстрировал небольшой отряд специально обученных медведей с ружьями (или еще каким вооружением), заявив, что медведи (подразумевались, наверное, едва ли не все медведи Сибири) у нас уже обучены, и теперь французам остается только завернуться в простыню, ну итд. Может быть, даже кого-то из французов тех и отпустили даже восвояси, чтобы те рассказали своим - не помню тут дальше байку.

Вот, якобы с тех пор и пошло. Чуть война - сразу паника о русских медведях. Вкупе, конечно, с татарами, варварами и казаками. Татар, наверное, еще с Грюнвальда не забыли.

Такой вот исторический анекдот.

(Reply to this)


[info]sashov
2008-08-18 04:24 pm UTC (link)
Есть еще неприятная интерпретация: обзываясь на Россию медведем, вполне возможно, зачастую русских ловят на лесть: ведь медведь такой большой и сильный, что трудно отказаться от "комплимента". А ведь при этом лукавые друзья в виде бесплатного приложения могут намекать и на опилки в голове, и на прочее малоприятное, хорошо еще если не на медвежью болезнь. С похвалами наивных друзей, восхищенных вашей силой - нужен глаз да глаз.

Кстати и в том, что медведь обыграл кого-то в шахматы, содержится вовсе не намек на ум медведя, а на то, какие же его оппоненты дураки. Быть может, даже прозрачный намек на то, что дураки севши играть без рогатины.

(Reply to this)


[info]helena_23
2008-08-27 04:17 pm UTC (link)
Было бы смешно... Если бы не было так грустно!

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…